РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

IMPLEMENTATION OF STATE POLISY ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

JOURNAL: « Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science », Volume 18 (70), 2020

Section CONSTITUTIONAL LAW; CONSTITUTIONAL JUDICIAL PROCESS; MUNICIPAL LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 342.724

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Klimova D. V., Crimean branch of Krasnodarsky University of the MIA of Russia

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-2-77-85

PAGES: from 77 to 85

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: multinational population, interethnic relations, national unity, national policy, nation, national and cultural autonomy, the Republic of Crimea

ABSTRACT (ENGLISH):

The Republic of Crimea is a unique and strategically important region of the Russian Federation in the Azov-Black Sea region. The unique historical path of development of the territory, the multinational and multiconfessional composition of the population, and cultural diversity determined the special place of the Republic of Crimea in the cultural space of Russia. At the present stage of development, state national policy aimed at harmonizing interethnic relations and resolving interethnic conflicts is actively pursued. No doubt, constant replenishment of scientific knowledge about the current state of interethnic relations and trends in their changes is required. Nowadays, federal executive bodies are involved in the implementation of measures in the field of state national policy; civil society institutions take an active part. Significant funds are spent on coordinating their joint activities in the field of national policy, and the visible result is, unfortunately, not always achieved, since there is no single center of interaction, and ethno-confessional factors are not always taken into account in their work. The article is devoted to the implementation of state national policy in the territory of the Republic of Crimea, the peculiarities of its legal regulation, measures to ensure state unity and harmonization of the sphere of interethnic relations in the territory of the Republic of Crimea are also analyzed.

Национальный вопрос в Российской Федерации, учитывая многообразие культур, этносов, традиций и языков, без всякого преувеличения обладает фундаментальным характером. Безусловно, межнациональное и гражданское согласие является одним из наиболее важных условий существования и дальнейшего развития России.

Достичь межнационального мира и согласия тяжело, но можно. Для этого необходимо планомерно работать с обществом и государством. С этой целью в отрасли межнациональных взаимоотношений важна продуманная политика, за счет которой и достигается обеспечение многообразия единства и единство многообразия.

Основа согласия как взаимной ответственности, договоренности, гармонии нашего народа закреплена в Основном Законе государства, который начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» [6]. Преамбула Конституции Российской Федерации содержит основополагающие цели, реализация которых является главной задачей всего общества и государства. Среди них утверждение гражданского мира и согласия.

На современном этапе развития Российского государства вопросы совершенствования существующего ныне процесса правового и патриотического воспитания населения, воспитания в обществе межнационального согласия является весьма актуальной, и требует научной проработки его общетеоретических основ.

В целом отметим, что государственная национальная политика, направленная на гармонизацию межнациональных отношений и урегулирование межэтнических конфликтов, проводится активно. Успех решения приоритетных задач, которые стоят перед государством и обществом, зависит от эффективности правового регулирования. Основой здесь выступают Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О национально-культурной автономии», «О языках народов Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 год, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и др. [3].

В современном обществе межэтническое согласие выступает важнейшим условием формирования национального самосознания. Однако нельзя не отметить и нерешенные проблемы в сфере межнациональных отношений, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма, о чем прямо указано в Стратегии государственной национальной политики до 2025 года.

Без осознания человеком целей и ценностей разнообразного мира культурных и межконфессиональных отношений оказывается невозможным дальнейшее полноценное развитие государства. Указанное имеет особое значение для такого многонационального региона, как Республика Крым, где исторически сложилась многонациональная и многоконфессиональная общность народов.

Республика Крым, будучи полиэтничным, поликонфессиональным и поликультурным регионом, по праву считается уникальным местом на планете. По данным переписи 2014 г., здесь проживает 175 национальностей, из которых наиболее многочисленными являются представители трех этносов, превышающие численностью более 200 тыс. чел.: русские (68,3%), украинцы (15,8%) и крымские татары (10,6%) [15, с. 334].

Необходимо отметить, что в настоящее время в Республике Крым наблюдается стабильно спокойная обстановка в общественно-политической, межнациональной и конфессиональной сфере. Однако так было не всегда. Одной из причин тугого узла крымских противоречий, претензий второй половины ХХ в. оставалась насильственная депортация крымских татар и других народов 18 мая 1944 года, мотивированная их предательскими действиями в годы оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками.

Учитывая многонациональный характер населения Крыма и наличие нерешенных проблем, начиная с 2014 года были разработаны программные документы, направленные на регулирование национальных отношений в регионе и укрепление духа толерантности в обществе.

Среди них особого внимания заслуживает Государственная программа Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым — территория межнационального согласия» на 2018 — 2020 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Крым от 29 января 2018 года № 30, важнейшей задачей которой является проведение комплексной работы, направленной на формирование у граждан толерантного поведения, способствующего противодействию экстремизму в обществе [1].

После вхождения Крыма в состав РФ, согласно Конституции Республики Крым, в новом субъекте РФ провозглашены 3 государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский.

Сегодня на территории Крыма зарегистрировано 14 региональных национально-культурных автономий, помимо этого, действует 28 общественно-национальных организации, в рамках которых национальные общины проводят различные культурные мероприятия.. [4, с. 25]. Стоит отметить, что национально-культурные объединения стали важной составляющей гражданского общества и внесли серьезный вклад в укрепление межнационального и межконфессионального согласия на полуострове.

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих сферу межнациональных отношений свидетельствует о том, что, в целом, указанные вопросы достаточным образом регулируются действующим законодательством как России, так и Республики Крым. Однако проведенный анализ показал, что отдельные аспекты требуют дополнительной регламентации, а именно – адаптация и интеграция мигрантов в российском обществе, пробелы в законодательстве, касающиеся защиты прав иностранных работников, ответственности и обязанностям работодателей.

Очевидно, достичь межнациональной и гражданской гармонии довольно сложно, она не может быть зафиксирована на длительный промежуток времени. Это связано с тем, что, к сожалению, в современном обществе протекают явления национальной изоляции, ксенофобии, через информационные ресурсы распространяются этнические стереотипы. Все это создает потенциальную угрозу мирному общежитию различных этичных групп и национальных меньшинств, препятствует национальной консолидации, развитию гражданского общества и единой нации.

В связи с этим совершенно очевидно, что принципы межнационального согласия, как универсальной ценности современного общества и в целом условия мира, и развития всех народов, необходимо целенаправленно формировать, и, прежде всего, среди молодежи. Ведь не секрет, что именно сознание молодых людей является наиболее благоприятной почвой для разжигания нетерпимости и экстремизма в обществе.

На данный момент в значительной степени именно молодое поколение выступает в виде одного из основных источников, генерирующих стабильность в обществе. Поэтому сегодня, как никогда, актуализируется потребность воспитания молодых граждан Российской Федерации, от которых в будущем зависят перспективы разрешения вопросов противодействия ксенофобии, терроризму, проявлениям экстремистского поведения среди граждан. Только толерантная личность, по нашему убеждению, способна конструктивно подходить к разрешению возникающих в полиэтничном обществе проблем.

В случае отсутствия в молодежной среде устойчивой позитивной ситуации, высокой социальной активности молодых людей, их гражданской зрелости, должной степени вовлеченности в демографические, духовные, экономические и прочие процессы, происходит нарушение нормального социального воспроизводства, в связи с чем под угрозу попадает не только будущее молодежи, но и будущее общества в целом.

Главными направлениями указанной политики, по нашему мнению, являются воспитание, обучение и образование.

Одним из действенных путей формирование у молодежи толерантного сознания считаем нравственно-духовное воспитание [5, с. 191]. Нравственность играет огромную роль в развитии и формировании полноценной личности. Это достаточно сложный процесс, так как он состоит не только в усвоении определенных этических и нравственных норм, но также в формировании морального сознания человека. В личности должны всесторонне развиваться нравственные чувства, навыки и привычки нравственного поведения. Безусловно, ведущая роль в этом направлении отводится семье.

Вместе с тем нельзя не отметить, что большую часть времени молодежь проводит вне семьи, поэтому считаем необходимым воспитание толерантности, патриотизма и культуры межнационального общения проводить через организации массового досуга молодежи (спортивные секции, творческие клубы и т.д.). Реализацию этого направления можно достичь путем подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью именно в сфере культуры межнационального общения.

На данный момент ситуация в этой сфере усугубляется за счет того, что вследствие низкой культуры межнациональных отношений создается препятствие к конструктивному межкультурному диалогу между ними, оказывающему негативное воздействие на межнациональные отношения в целом. Следовательно, можно сделать вывод о том, что причинами таких ситуаций являются: недопонимание реальных процессов, которые происходят в мире и обществе; наличие национальных предрассудков; отсутствие здравого смысла; неспособность и отсутствие желание идти на компромиссы; категоричность суждений; амбициозность; внутренняя неприязнь; эгоизм; нетерпимость к чужому мнению [8].

Стоит отметить, что лишь в системе образования при условиях паритетного творческого взаимодействия, диалога культур, происходит рождение понимания общности целей, ценностей и человеческой природы, появляется представление о человечестве в виде единого и уникального феномена. Очевидным является то, что именно образование способно способствовать взаимопониманию между конфессиями, народами и нациями.

Образование играет для молодежи большую роль, так как оно является фактором социального развития человека. Именно поэтому, как обоснованно отмечает Нарыков О. ., эффективность педагогического процесса обуславливается способностью и готовностью профессорско-преподавательского состава к приобщению студентов к языкам и культурам посредством понимания особенностей национальных культур, ценностей, а также диалогового взаимодействия [9]. Один из факторов, оказывающих негативное влияние на развитие межэтнических отношений, – «недостаточность культурно-просветительских и образовательных мер по воспитанию культуры межнационального общения, формированию гражданской идентичности, изучению традиций и истории народов России, а также их опыта солидарности [11].

Полагаем, что именно система образования способна способствовать взаимопониманию между конфессиями, народами и нациями. С 2015–2016 учебного года в учреждениях обрзования Республики Крым началось изучение учебного курса «Крымоведение» в 5–9 классах, утверждённого коллегией Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым

от 22 апреля 2015 года № 2/7 [2, с. 45]. Вместе с тем, считаем необходимым в качестве основного предмета в образовательных учреждениях преподавание курса «Основы межкультурной коммуникации» с 4 по 11 классы включительно.

Пришли к выводу, что пути формирования толерантности делятся на три основных направления: информационное, эмоционально-ценностное и практико-действенное. На наш взгляд, работа с молодежью по воспитанию толерантного поведения в информационном направлении является наиболее значимым, так как информация – основа для собственного поведения, отношения к другим людям и явлениям. В работе органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц задачи по сохранению межнационального согласия, проведение пропаганды уважительного отношения к отдельным этническим группам, разрешение потенциальных конфликтов должны выходить на приоритетный уровень.

В решении этой задачи существенную помощь может оказать расширение спектра взаимодействия государственных служащих с экспертным и научным сообществом региона для улучшения научного обоснования государственной национальной политики в Крыму.

Считаем, что выработка толерантного сознания у молодежи позволит им в дальнейшем правильно определиться с жизненными приоритетами, выстроить свою активную жизненную позицию, направленную на правомерное поведение, самостоятельно принимать решения и находить пути выхода из трудных конфликтных ситуаций. Именно толерантность является прочным фундаментом в деле борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма, а также иных правонарушений в сфере межнациональных, межэтнических и религиозных отношений.

В заключении хотелось бы отметить, что сколько бы мы не пытались сконструировать идеальную модель межнационального согласия, ее воплощение без участия государства ‒ это невозможно. В связи с этим в последнее время ученые, представляющие разные области знаний, политики и общественные деятели все чаще обращают внимание на необходимость принятия Федерального закона «Об основах государственной национальной политики», который бы упорядочил усилия публичных органов разного уровня в решении вопросов национальной политики, установил основы их сотрудничества с институтами гражданского общества.

Поддерживаем выводы Павловского В. С., который говорит о том, что в указанном федеральном законе также могли бы найти отражение формы участия граждан и общественных объединений в реализации национальной политики [14].

Таким образом, Республика Крым представляет собой многонациональный и поликонфессиональный социум, проживающий в пределах уникального историко-культурного региона, сформировавшегося в результате длительной и богатой истории освоения пространства Крымского полуострова. Сочетание данной особенности с глубокой историко-культурной памятью местного населения является крепким базисом для сохранения и развития российской и крымской идентичности жителей Республики Крым.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что в настоящее время не существует прямой угрозы миру и стабильности на полуострове, наблюдается существенный прогресс в части осознания населением преимуществ культурного обмена и толерантности. Вместе с тем не стоит забывать, что этнокультурное размежевание и межконфессиональные противоречия все же сохраняются. Увы, даже через столетие идеи Гаспринского И. о славяно-тюркском единстве остаются в полной мере не реализованными. Тем не менее, корень проблемы состоит не в конфликте этнических групп населения, а в подогревании отдельными политическими лидерами противостояния основных этнокультурных групп населения.

В связи с этим, очень важна целенаправленная деятельность органов власти Крыма, общественных объединений и научных организаций по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в республике. Кроме того, важно изучение и пропаганда исторического опыта народов Крыма по сохранению мира и межнационального согласия в регионе.

REFERENCES

  1. Gosudarstvennaya programma Respubliki Kry`m po ukrepleniyu edinstva rossijskoj nacii i e`tnokul`turnomu razvitiyu narodov Rossii «Respublika Kry`m — territoriya mezhnacional`nogo soglasiya» na 2018-2020 gody`: Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Kry`m ot 29 yanvarya 2018 goda № 30. SPS «Konsul`tant plyus» : [sajt]. – . ‒ URL: http://www.consultant.ru (data obrashheniya 25 aprelya 2020). ‒ Tekst: e`lektronny`j.
  2. Zametina, T. V. Nacional`naya politika i voprosy` tolerantnosti v Kry`mu / T. V. Zametina. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.//Bazis. – 2017. — №2. – S. 42-46.
  3. Klimova, D. V. Razvitie nacii kak neobxodimoe uslovie soxraneniya gosudarstvennosti / D. V. Zametina. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Pravo i gosudarstvo: problemy` metodologii, teorii i istorii: materialy` Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 10 maya 2018 g./ redkol.: L. V. Karnaushenko, I. V. Yablonskij, G. P. Kurdyuk. – Krasnodar : Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2018. – s. 220-223.
  4. Klimova, D. V. Razvitie nacional`no-kul`turny`x avtonomij — neobxodimoe uslovie formirovaniya mezhnacional`nogo soglasiya (na primere Respubliki Kry`m) / D. V. Klimova, E. K. Obrinskaya. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Ucheny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo, Yuridicheskie nauki. – 2019. – T. 5 (71). № 2. – S. 22-27.
  5. Klimova, D. V Puti formirovaniya tolerantnogo soznaniya molodezhi / D. V. Klimova. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.// Aktual`ny`e problemy` prava i pravoprimenitel`noj deyatel`nosti : materialy` Vseros. nauch.-prakt. konf. (31 maya 2019 g.) / redkol.: Yu. V. Sapronov, T. Yu. Panteleeva, N. V. Vinnikova [i dr.]. – Krasnodar : Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2019. – S. 190-192.
  6. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodny`m golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesenny`x Zakonami RF o popravkax k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) SPS «Konsul`tant plyus» : [sajt]. – . ‒ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashheniya 25 aprelya 2020). ‒ Tekst: e`lektronny`j..
  7. Konstituciya Respubliki Kry`m: prinyata Gosudarstvenny`m Sovetom Respubliki Kry`m 11 aprelya 2014 g. SPS «Konsul`tant plyus» : [sajt]. – . ‒ URL: http://www.consultant.ru (data obrashheniya 25 aprelya 2020). ‒ Tekst: e`lektronny`j.
  8. Markova, N. G. O formirovanii kul`tury` mezhnacional`ny`x otnoshenij studentov v polikul`turnom obrazovatel`nom prostranstve vuza / N. G. Markova. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Novoe v psixologo-pedagogicheskix issledovaniyax. – 2015. – № 3 (39). – S. 53-56.
  9. Nary`kov, O. N. Osobennosti formirovaniya polikul`turnoj osvedomlennosti u studentov v usloviyax vuzovskogo yazy`kovogo obrazovaniya / O. N. Nary`kov. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Ucheny`e zapiski: e`lektronny`j nauchny`j zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2011. – № 4 (20). – S. 6–13.
  10. O Strategii gosudarstvennoj nacional`noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 (red. ot 06.12.2018g.) // Sobranie zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii. – 2012. – № 52.
  11.  O Strategii social`no-e`konomicheskogo razvitiya Respubliki Kry`m do 2030 goda: Zakon Respubliki Kry`m ot 9 yanvarya 2017 g. № 352-ZRK/2017. SPS «Konsul`tant plyus» : [sajt]. – . ‒ URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgireq=doc&base=RLAW509&n=24137&dst=#07035859251348782 (data obrashheniya 25 aprelya 2020). ‒ Tekst: e`lektronny`j..
  12. Ob obespechenii mezhnacional`nogo soglasiya: Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. № 602 // Sobranie zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii. – 2012. – № 19. – St. 2339.
  13. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy` Respubliki Kry`m po ukrepleniyu edinstva rossijskoj nacii i e`tnokul`turnomu razvitiyu narodov Rossii «Respublika Kry`m – territoriya mezhnacional`nogo soglasiya» na 2018–2020 gody`: Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Kry`m ot 29 yanvarya 2018 g. № 30. Gosudarstvenny`j Sovet Respubliki Kry`m : [sajt]. – . ‒ URL: https://rk.gov.ru/document/show/2018_05_23_10_38_postanovlenie_soveta_ministrov_respubliki_krym_ot_22_maia_2018_goda_233_ob_utverzhdenii_poriadkov_predostavleniia_sredstv_iz_biudzhet
  14. Pavlovskij, V. S. O neobxodimosti prinyatiya Federal`nogo zakona ob osobennostyax gosudarstvennoj nacional`noj politiki Rossijskoj Federacii / V. S. Pavlovskij. ‒ Tekst : \lektronny`j. Nauchnaya e`lektronnaya biblioteka eLIBRARY.RU : [sajt]. – . ‒ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32399178- (data obrashheniya 25 aprelya 2020).
  15. Paraxina, V. Yu. Mezhdunarodny`e svyazi nacional`no-kul`turny`x ob«edinenij Kry`ma / V. Yu. Paraxina. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // 25 let vneshnej politike Rossii: sb. materialov X Konventa RAMI (Moskva, 8-9 dekabrya 2016 g.). V 5 t. T. 2: Rossiya i sovremenny`j mir: politika i bezopasnost`. V 2 ch. Ch. 2. ‒ M., 2017. ‒ S. 334.