ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР

FEATURES OF DETERMINATION OF ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING

JOURNAL: « Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science », Volume 18 (70), 2020

Section CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; PENITENTIARY LAW

Publication text (PDF):Download

UDK: 340.1

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Limar A. S. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V. Ya. Kikotya

TYPE: Article

DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2020-6-2-242-248

PAGES: from 242 to 248

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: gambling, illegal gambling, causes and conditions, determinants, determination, prevention, counteraction.

ABSTRACT (ENGLISH):

Based on the analysis of the gambling sphere, the article considers the most significant causes and conditions that contribute to the spread of illegal organization and conduct of gambling. The author gives an assessment of the impact of determinants on the prevention of illegal gambling. The study of factors that provoke the development of illegal organization and conduct of gambling allowed us to confirm the correctness of the decision to criminalize gambling activities outside gambling zones. The article substantiates the need to improve the main and special areas of counteraction to illegal organization and conduct of gambling, as well as to improve the activities of law enforcement agencies.

Деятельность по организации и проведению азартных игр (игорный бизнес) [3] находится в ведении государства. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что в зависимости от отношения государства к данному вопросу формируется и игорная политика: либо легализация азартных игр, либо полный запрет. Российская Федерация путем принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» демонстрирует иной подход, согласно которому организация и проведение азартных игр ограничивается определенными игорными зонами [1]. Данное законодательное решение было принято на основе проведенных исследований, связанных с влиянием на общественную безопасность игорной деятельности, в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Однако положения данного Закона не в полной мере оправдали ожидания: незаконные игорные заведения продолжили свое функционирование под видом легальной деятельности. Решение данной проблемы нашло отражение в принятии Государственной Думой Российской Федерации Федерального закона от 20.07.2011 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] в соответствии с которым в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 171² «Незаконные организация и проведение азартных игр» [4].

Установление законодателем уголовной ответственности за «организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр» объясняется необходимостью противодействия получившей в России достаточно широкое распространение незаконной игорной деятельности.

Одним из главных аспектов предупредительной деятельности правоохранительных органов является установление причин и условий, способствующих распространению незаконных организации и проведения азартных игр, а также их нейтрализация.

На распространение незаконных организации и проведения азартных игр как вида экономической деятельности существенное влияние оказывает возможность получения организаторами неконтролируемой прибыли в крупных и особо крупных размерах.

По данным Российской ассоциации развития игорного бизнеса [23] (РАРИБ) прибыль мирового рынка легальных азартных игр в 2018 году составил 395 миллиардов евро [21]. Ежемесячный доход же нелегального игрового зала на территории Российской Федерации находится в пределах от 3 до 25 миллионов рублей [10] в зависимости от местоположения.

По мнению Лопашенко А. Н., при анализе основных тенденций современной экономической преступности «отчетливо прослеживается коррупционный характер» [19, с. 110-114]. Данное обстоятельство отмечалось не раз и административистами при рассмотрении проблем управления экономикой [7, с. 18-43; 20, с. 105-108]. Высокий уровень коррумпированности деятельности по организации и проведению азартных игр является следствием разрастания государственного аппарата и криминализации общественных отношений. В ходе проведенного нами анкетирования 80,3% опрошенных сотрудников правоохранительных органов отметили, что совершенствованию общественных отношений в сфере экономики мешает, в частности, сращивание незаконных организации и проведения азартных игр с государственным аппаратом. По оценкам респондентов, в настоящее время именно чиновники государственного аппарата и муниципальных учреждений, а также сотрудники МВД заняты покровительством игорных заведений.

Ярким тому примером является дело «игорного» прокурора Александра Игнатенко. Он обвинялся в получении взяток за содействие незаконной деятельности игорных заведений Ивана Назарова [12], что нашло подтверждение в изъятых финансовых документах, отражающих суммы на оплату заграничного отдыха руководства прокуратуры и ГУВД Московской области, в том числе оплату услуг за покровительство незаконной игорной деятельности.

В Архангельске высокопоставленные сотрудники полиции совместно с предпринимателями, осуществляющими незаконную игровую деятельность, организовали преступную группу и на протяжении 7 лет (с 2010 по 2016 гг.) прикрывали подпольные казино от контролирующих органов. Бывшие сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) УМВД России по Архангельской области «успешно «противодействовали преступности» с извлечением стабильно растущей прибыли за помощь (предположительно около 20 млн. рублей) и содействие участникам игорного бизнеса» [9].

Таким образом, преступные сообщества, проникая через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в сфере организации и проведения азартных игр [8; 14, с. 108].

Сохранение высокого уровня совершения преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр, обусловлено повышенным спросом на азартные игры и широким предложением игр за счет трансформации незаконных азартных игр в легальные виды деятельности. 94,6% опрошенных нами сотрудников правоохранительных органов признают, что неконтролируемое распространение азартных игр создает угрозу общественной нравственности. Стремление к обогащению для лиц, почувствовавших вкус «легких денег», и нарастающий с каждой игрой азарт становятся стимулом, основным мерилом человеческих отношений, а также двигателем незаконного игорного бизнеса. В сложившейся ситуации будет уместно вспомнить основной закон экономики: «Спрос порождает предложение» [5].

Используя несовершенство законодательства, лица, получавшие регулярный доход при сохранении высокого спроса со стороны населения, находят новые способы организации азартных игр, затрудняющие оценку их деятельности как незаконной.

В ходе проведенного нами анкетирования 72% опрошенных заявили, что незаконные организация и проведение азартных игр – преступление с высокой латентностью и низким уровнем раскрываемости. При этом 52% участвующих в анкетировании лиц считают, что низкий уровень раскрываемости преступлений, предусмотренных ст. 1712 УК РФ, является результатом недостаточной правовой и профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Проведенный нами анализ материалов судебно-следственной практики позволил сделать вывод о том, что организаторы незаконной игорной деятельности разрабатывают системы «защиты» от сотрудников правоохранительных органов, системы оповещения и приглашения игроков. Вследствие чего «работники контролирующих органов лишены всяческой возможности проникнуть в игорные заведения для проверки законности их деятельности» [25, с. 32]. Проверки материалов по фактам незаконных организации и проведения азартных игр в большинстве случаев заканчиваются принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела [18, с. 76-82; 24].

Нередки случаи, когда сотрудникам правоохранительных органов недостает профессиональной смелости на окончание уголовных дел по преступлениям в сфере экономической деятельности и, в частности, незаконным организации и проведению азартных игр, когда нет реальных перспектив окончания уголовного дела с обвинительным заключением. Это, на наш взгляд, объясняется ведомственной заинтересованностью поддерживать показатели оценки деятельности территориальных органов внутренних дел на необходимом уровне [11; 26; 27], т.к. согласно приказу МВД РФ от 31.12.2013 № 1040, «анализ деятельности территориального органа внутренних дел учитывается с нарастающим итогом, а не оценивается месяц в отдельности» [15].

Согласно нашим исследованиям организация и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», составляет около 80% от общего числа преступлений, предусмотренных ст. 1712 УК РФ. Возрастание числа незаконных организации и проведения азартных игр, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, и преступлений в сфере компьютерной информации (в общем) свидетельствует о высокотехнологичном подходе к совершению общественно опасных деяний. Поэтому для раскрытия и расследования таких преступлений требуется высокая квалификация сотрудников правоохранительных органов именно в этой области. Однако в подразделениях правоохранительных органов практически отсутствуют сотрудники, прошедшие специальную техническую подготовку, направленную на осуществление мероприятий по выявлению запрещенных сайтов, в том числе, проведение компьютерно-технических экспертиз по исследованию информационных систем, веб-сайтов, а также маршрутов отмывания денежных средств, полученных от незаконной игорной деятельности в сети «Интернет» [16, с. 58-61].

Таким образом, в процессе исследования незаконной игорной деятельности мы пришли к выводу, что общим для всех причин и условий данного вида преступлений является непосредственное воздействие на существование игорной деятельности.

Исследование факторов, продуцирующих развитие незаконных организации и проведения азартных игр, позволило подтвердить правильность принятого решения о криминализации игорной деятельности вне игорных зон. На наш взгляд, в настоящее время назрела необходимость совершенствования специальных направлений предупредительной политики государства в сфере игорной деятельности.

Стоит согласиться с мнением Кларка Р., который видит решение проблемы криминализации населения в реализации экономических планов – развитие системы здравоохранения, образования, жилищного строительства, обеспечение работой, разнообразие досуга. «Наше величайшее преступление состоит в том, что мы допускаем существование условий, порождающих антисоциальное поведение» [17, с. 215-217; 22].

REFERENCES

  1. Federal`ny`j zakon ot 29.12.2006 № 244-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii deyatel`nosti po organizacii i provedeniyu azartny`x igr i o vnesenii izmenenij v nekotory`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 2006. 31 dekabrya. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  2. Federal`ny`j zakon Rossijskoj Federacii ot 20.07.2011 № 250-F «O vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii» Z// Rossijskaya gazeta. 2011. 26 iyulya. № 5537. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  3. Nalogovy`j kodeks Rossijskoj Federacii (chast` vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 2304.2018 № 105-FZ) // Sobranie zakonodatel`stva RF. ‒ 2000. ‒ № 32. ‒ St. 3340. ‒ Tekst : neposred-stvenny`j.
  4. Ugolovny`j kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 29.07.2018) // Sobra-nie zakonodatel`stva RF. ‒ 1996. ‒ № 25. ‒ St. 2954. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  5. Case, Karl E., Fair, Ray C. Principles of Economics Prentice-Hall (5th ed.), 1999. p. 780. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  6. PwC : [sajt]. ‒ . ‒ URL: http://www.pwc.ru/ (data obrashheniya 13.07.2017). ‒ Tekst : neposred-stvenny`j.
  7. Administrativno-pravovoe regulirovanie v sfere e`konomiki (pyaty`e «Lazarevskie chteniya») // Gosudarstvo i pravo. – 2001. – № 12. – S. 18-43. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  8. Arestov, A. I. Kriminologicheskie i ugolovno-pravovy`e mery` bor`by` s organizovannoj pre-stupnost`yu / A. I. Arestov. ‒ Tekst : e`lektronny`j // SPS «Konsul`tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL http://www.consultant.ru (data obrashheniya 07.12.2015).
  9. Boty`gin, A. Azartny`e kadry`: by`vshix policejskix sudyat za «kry`shevanie» igornogo biznesa A. Boty`gin. ‒ Tekst : e`lektronny`j. Biznes-klass Arxangel`sk : [sajt]. ‒ . ‒ URL Rezhim dostupa: http://bclass.ru/vlast/antikorruptsiya/azartnye-kadry-byvshikh-politseyskikh-sudyat-za-kryshevanie-igornogo-biznesa/ (data obrashheniya: 14.07.2017).
  10. V mire stremitel`no rastut doxody` kazino. Rossijskaya associaciya razvitiya igornogo biznesa : [sajt]. ‒ . ‒ URL Rezhim dostupa: http://www.rarib.ru/news/4330/9731.html?sphrase_id=1559392 (data obrashheniya 13.08.2017). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  11. Voprosy` ocenki deyatel`nosti territorial`ny`x organov Ministerstva vnutrennix del Rossij-skoj Federacii: Prikaz MVD RF ot 31.12.2013 № 1040 (red. ot 13.02.2017) SPS «Konsul`tantPlyus» : [sajt]. ‒ . ‒ URL http://www.consultant.ru. (data obrashheniya: 08.08.2017). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  12. Delo «igornogo» prokurora Aleksandra Ignatenko zakroet sud. Biznes-imperiya biznesmena Ivana Nazarova, kotoruyu kry`shevali podmoskovny`e prokurory`, prodolzhaet prinosit` doxody`. Izve-stiya : [sajt]. ‒ . ‒ URL http://iz.ru/news/573106 (data obrashheniya: 15.06.2017). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  13. Doxody` mirovoj industrii azartny`x igr. Riobet : [sajt]. ‒ . ‒ URL http://pokersell.ru/informaciya/doxody-mirovoj-industrii-azartnyx-igr-statistika-i-prognozy/ (data obrashheniya 27.11.2015). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  14. Il`ina, N. V. Osobennosti prichinnogo kompleksa prestupnosti v usloviyax perexoda k ry`noch-noj e`konomike: special`nost` 12.00.08 «Ugolovnoe pravo i kriminologiya. Ugolovno-ispolnitel`noe pravo» : dis. … kand. yurid. nauk / Il`ina Nadezhda Viktorovna; Akad. upravleniya MVD Rossii. – Moskva, 1998. – 214 s. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.
  15. Konopleva, A. A. Ocenka e`ffektivnosti deyatel`nosti organov vnutrennix del v mexanizme ix reformirovaniya / A. A. Konopleva. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.// E`konomika. Gosudarstvo. Obshhestvo. E`lektronny`j zhurnal nauchny`x publikacij studentov i molody`x ucheny`x. UIU RANXiGS. ‒ 2014. ‒ № 8. ‒ S. 14-21.
  16. Limar`, A. S. Protivodejstvie nezakonnoj igornoj deyatel`nosti, sovershennoj s pomoshh`yu internet-texnologij / A. S. Limar` ‒ Tekst : neposredstvenny`j.// Kriminologicheskij zhurnal. ‒ 2019. ‒ № 2. ‒ S. 58–61.
  17. Limar`, A. S. Social`ny`e predposy`lki vovlecheniya naseleniya v azartny`e igry` / A. S. Limar`. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.// Obshhestvo i pravo. – 2016. – № 2 (56). – S. 215-217.
  18. Limar`, A. S. O nekotory`x problemax kvalifikacii nezakonny`x organizacii i provedeniya azartny`x igr ‒ Tekst : neposredstvenny`j / A. S. Limar`, I. A. Mixajlova// Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. – 2015. – № 1. – S.76-82..
  19. Lopashenko, N. A. Sostoyanie i problemy` bor`by` s korrupciej i prestupnost`yu v sfere e`ko-nomiki / N. A. Lopashenko. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.// Gosudarstvo i pravo. –2000. – № 10. – S. 110-114.
  20. Marchenkova, E. M. Administrativno-pravovoe ukreplenie gosudarstva i dinamika social`no-e`konomicheskogo razvitiya / E. M. Marchenkova. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Gosudarstvo i pravo. – 2002. – № 8. – S. 105-108.
  21. Priby`l` mirovogo ry`nka azartny`x igr i sportivny`x stavok prevy`sila trista milliardov ev-ro. Associaciya deyatelej igornogo biznesa : [sajt]. ‒ . ‒ URL : http://www.adib92.ru/main.mhtml?PubID=2271&Part=1 (data obrashheniya 11.04.2020). ‒ Tekst : e`lektron-ny`j.
  22. Prichiny` social`ny`x otklonenij. Trudny`e deti : [sajt]. ‒ . ‒ URL http://www.otrok.ru/teach/agress/agress18.htm (data obrashheniya: 27.10.15). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  23. Rossijskaya associaciya razvitiya igornogo biznesa : [sajt]. ‒ . ‒ URL : http://www.rarib.ru/ (data obrashheniya 13.08.2017). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  24. Rukovodstvo dlya sledovatelya i doznavatelya po rassledovaniyu otdel`ny`x vidov prestuplenij. Chast` 2: prakticheskoe rukovodstvo / pod red O. I. Czokolovaya, N. E. Muzhenskaya, G. V. Kosty`leva. – Moskva: Prospekt, 2016. E`BS «Book.ru»: [sajt]. ‒ . ‒ URL : https://www.book.ru/book/919464 (data ob-rashheniya: 08.08.2017). ‒ Tekst : e`lektronny`j.
  25. Tellin, A. D. Privlechenie k ugolovnoj otvetstvennosti organizatora nezakonny`x azartny`x igr / A. D. Tellin, N. V. Osipov. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Zakonnost`. – 2012. – № 8. – S. 32.
  26. Ignatov, A. N. Ob urovne prestupnosti i deyatel`nosti pravooxranitel`ny`x organov (chast` 1). / A. N. Ignatov. ‒ Tekst : neposredstvenny`j. // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. ‒ 2012. ‒ № 4 (27). ‒ S. 48-59.
  27. Ignatov, A. N. Ob urovne prestupnosti i deyatel`nosti pravooxranitel`ny`x organov (chast` 2) / A. N. Ignatov. ‒ Tekst : neposredstvenny`j.// Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. ‒ 2013. ‒ № 1 (28). ‒ S. 76-81.