ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ

 

PROBLEMS OF COUNTERING TERRORIST CRIMES IN RUSSIA

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИИ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL AND EXECUTIVE LAW; CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF)

UDK: 343.85

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Nagornyi A.P., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE: Article

DOI:

https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-4-165-170

PAGES: from 165 to 170

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: terrorism, extremism, countering terrorism, countering terrorist activities, terrorist crimes, prevention.

ABSTRACT (ENGLISH):

This article provides statistical data showing a sharp increase in committed terrorist crimes in recent years, which leads to the intensification of measures aimed at countering terrorism and the development of new provisions, including for the prevention of such actions among civil society participants. An analysis of the concepts of «extremism» and «terrorism» was carried out, the result of which was the conclusion about the need to prevent the spread of radical extremist ideologies in information telecommunication networks as one of the reasons for the formation of terrorist groups and the recruitment of new participants among young people in the framework of countering terrorist crimes, and are often considered encountered problems of countering terrorism at the present stage of the development of society. Proposals have been formulated to amend the legislation of the Russian Federation both in terms of measures to counter terrorist crimes and terrorist activities, and expanding the range of illegal actions, for the commission of which there may be responsibility.

Преступления террористической направленности представляют собой даже не проблему современности, а целую трагедию, поскольку предполагают массовость жертв и особую жестокость по отношению к людям. Уголовный закон Российской Федерации признает терроризм и действия, связанные с его осуществлением, преступлениями. Кроме того, следует отметить, что данное преступление является конвенционным, то есть рассматривается как таковое международными конвенциями, например, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (г. Варшава, 16.05.2005 г.) [1]. Это говорит об усиленном внимании мирового сообщества в борьбе с терроризмом, поскольку данное преступление совершается против мира и человечества и может принести колоссальные тяжкие последствия.

По официальным данным МВД России в 2016 г. было совершено 2227 преступлений террористической направленности, при этом из них не раскрыто 1349 преступлений, в 2017 году совершено 1871, не раскрыто – 1039, в 2018 г. совершено 1679 преступлений, не раскрыто – 791, в 2019 г. совершено 1806 преступлений, не раскрыто – 971, в 2020 г. совершено 2342 преступлений, не раскрыто – 1405. Анализ статистических данных показывает, что на протяжении четырёх лет количество изучаемых преступлений сокращалось, а число раскрытых в процентном соотношении увеличивалось. Тем не менее, в 2020 г. произошел резкий скачок в сторону увеличения числа террористических преступлений. К слову, за январь-август 2021 г. на территории РФ совершено уже 1607 преступлений террористической направленности [2], что практически равно общему количеству аналогичных деяний за 12 месяцев 2016 года. Вывод здесь формируется один: проблема терроризма снова становиться колоссальной угрозой.

Ошибочно полагать, что только совершение террористического акта являет собой угрозу. Начало террористической деятельности находится и не в организации и финансировании террористов, а в зарождении идеологии, которая с подвигает на реализацию преступных умыслов. Если обратить внимание на события мирового масштаба, например, в данный момент ситуация в Афганистане, или гражданские войны в Чечне в 90-е годы прошлого века, то можно проследить четкую связь между радикальными течения и совершениями актов терроризма. Такое положение не дает оснований считать, что экстремизм и терроризм, синонимичные понятия, скорее всего они, тесно взаимосвязаны, и одно порождает другое.

В ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в числе действий, отнесенных к экстремисткой деятельности указаны:

  1. Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  2. Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  3. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии [3].

Приведенная выдержка из основного перечня подтверждает наш вывод.

Однако, террористическая деятельность представляет собой иной формат действий. Для закрепления понятия обратимся к положениям ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которой террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности [4].

Исходя из разнообразия видов террористической деятельности, законодателем разработаны механизмы противодействия ей, среди которых пресечение террористических актов, контртеррористические операции, меры и способы международного сотрудничества, а также криминализация всех видов деятельности посредством закрепления их в виде преступлений в УК РФ и установление достаточно строгих санкций [5]. Несмотря на широкий спектр мер борьбы с терроризмом, она не всегда оканчивается успехом, и одной из проблем на современном этапе развития науки, техники и общества является противодействие терроризму в сети «Интернет». Развитие технологий позволяет сейчас переносить информацию из одной точки мира в другую буквально за секунды, а также значительно увеличивает массовость ознакомления с ней. Часто пропаганды той или иной запретной деятельности осуществляется именно посредствам использования информационных-телекоммуникационных сетей. Интернет также используется для вербовки новых членов террористических группировок, осуществление договоров о финансировании, приобретении оружия, обучения использованию оружию, военной технике и др. На сайтах праворадикальной направленности подлежат размещению сведения о планах террористических групп, а тактике и средствах совершения терактов, призывается молодежь для участия в экстремистских акциях, на которых нередко происходит вербовка. Одним из способов противодействия распространения террористической идеологии, таким образом, а также пресечения действий, направленных на создание террористических групп и их деятельности, является блокировка таких сайтов. Ранее мы упоминали, что терроризм и экстремизм – это тесно связанные понятия. В связи с чем в РФ действуют особые законодательные указания о признании сайтов экстремистскими и запрете их существования. Данные положения закреплены в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», однако отсутствуют в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Несмотря на то, что экстремистская деятельность включает в себя лишь оправдание терроризма, и за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности уголовная ответственность наступает отдельно от призывов к осуществлению экстремисткой деятельности, сайты, содержание которых направлено не только на формирование радикальных идеологических течений, но и открыто призывающих к террору признается экстремистскими. Исходя из филологических разборов понятий, экстремизм и терроризм – это не синонимы и, несмотря на связь между собой, уголовная ответственность и законодательство, направленное на противодействие и истребление данных явлений разделяют их, в настоящее время отсутствует легальный механизм признания содержания сайта сведениями террористического характера. В связи с чем исходя из корней зарождения идеологических течений они признаются экстремистскими. Тогда возникает вопрос: как быть с сайтами, которые среди размещенных материалов имеют инструкции о проведении терактов, созданию взрывных устройств, призывают к вступлению в различные террористические группировки? Полагаем, что в Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» возможно внести положения о запрете таких сайтов. Во-первых, это разделит окончательно понятия экстремизм и терроризм, поскольку несмотря на то, что в большинстве случаев одно порождает другое, экстремистские группы редко применяют насилие в своей деятельности, а во-вторых, расширит возможности противодействия терроризму.

Для борьбы со столь обширным и опасным явлением как терроризм помимо разработки контропераций по пресечению терактов и созданию террористических групп, необходимо проведение профилактических мер среди молодежи и общества. Низкий уровень культуры современного населения страны и несформированные психика и мышление подростков приводят к легкой податливости на различного рода провокации, иногда приводящие к последствиям мирового масштаба. Противодействие экстремизму в настоящее время является одним из направлений деятельности государства.

В России разработаны основные меры противодействия экстремизму:

1. Разработка и принятие профилактических мер, целью которых является предупреждение экстремистской деятельности, а также выявление условий, способствующих ее осуществлению и их дальнейшая ликвидация.

2. Выявление общественных и религиозных объединений, иных организаций и физических лиц, занимающихся экстремистской деятельностью, с целью привлечения их к установленной законом юридической ответственности.

3. Совершенствование законодательства практики в сфере противодействия экстремистской деятельности.

Данные способы следует использовать при противодействии террористической деятельности. В частности, одной из профилактических мер является публичное осуждение терроризма в средствах массовой информации. Поскольку совершение терактов связывают с исламистскими религиозными течениями, целью которых является создание всемирного халифата или распространение своей религии, то в обществе формируется ненависть по отношению представителям некоторых национальных и религиозных групп. Таким образом, с одной стороны, мера, которая может послужить профилактикой терроризма, чем собственно выступит одними из способов борьбы с ним, с другой стороны может привести к увеличению числа преступлений по мотивам религиозной или национальной ненависти или вражды к определенным этническим и религиозным группам. Поскольку Российская Федерация является многонациональным и светским государством, невозможно установить определённую государственную религию, и освещение деятельности радикальных групп должно быть предельно аккуратным. Поскольку нельзя оправдывать терроризм, или скрывать факты о террористической деятельности, следует предпринять меры по разделению мирного ислама от радикальных течений, представители которых как раз в большинстве случаев занимаются террористической деятельностью.

Одной из проблем противодействия террористической деятельности является отсутствия общественного мониторинга. В Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено достаточно полномочий исполнительных органов и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, однако общественный контроль отсутствует. При этом, он представляется логичным, поскольку сообщение об обнаружении сайтов террористической направленности, узнавание каких-либо сведений или иной информации может послужить причиной противодействия террористической деятельности. Общественный мониторинг также окажет положительное воздействие на профилактику распространения праворадикальных экстремистских течений среди молодежи, поскольку при выявлении лиц, которые размещают в своих аккаунтах информацию о терроризме, возможно проведение разъяснительных бесед со стороны правоохранительных органов, так как некоторые из них могут не понимать всей опасности опубликования такой информации. В частности, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за публичное демонстрирование экстремисткой символики [6]. В качестве одной из мер противодействия террористической деятельности возможно установить административную ответственность за публичную демонстрацию или распространение символики террористических групп и др. Такое положение поможет решить проблемы противодействия преступлениям террористической направленности в сети интернет и послужит дополнительной мерой профилактики распространения радикальных идеологических течений, а также закрепит в качестве противоправного поведения такие действия. Здесь можно возразить тем, что могут возникнуть проблемы квалификации при разграничении составов административных правонарушений, а также в УК РФ уже имеется норма, которая в качестве преступления закрепила публичное оправдание терроризма и его пропаганду. Однако, как мы ранее выяснили, понятие терроризм и экстремизм не тождественны, и характер деятельности экстремистских и террористических организаций также не идентичен. Сейчас имеется достаточно широко известных террористических группировок, которые имеют своих общеизвестных лидеров и символику, в связи с чем полагаем возможным установить дополнительные меры административной ответственности. Если говорить о криминализации указанных действий, то следует иметь ввиду, что демонстрация символики или портрета лидера, упоминание изречений и т.п. не всегда свидетельствует о том, что человек размещающий такого рода информацию оправдывает терроризм, а вот когда происходит открытое заявление о правильности действий террористических группировок, то есть основания полагать, что данный человек сам является приверженцем радикальных течений, или же может подлежать вербовке. Кроме того, возможны такие случаи, что непосредственный участник террористического сообщества публично оправдывает терроризм для нагнетания обстановки в обществе или поиска новых участников своей группы для совершения преступлений против мира и безопасности.

Следующей проблемой в противодействии преступлениям террористической направленности является отсутствие системного характера противодействия. Государственная система противодействия терроризму функционирует не столь оперативно, как того требуют современные реалии. Недостаточная координация и взаимодействие органов государственной власти, необходимость совершенствования системы обмена информацией между различными ведомствами, отсутствие вовлечения в данный процесс общественных объединений и иных институтов гражданского общества – вот далеко не полный перечень проблем, решение которых должно носить первоочередной характер. Приведенные выше статистические данные совершения террористических преступлений показали, что они носят стихийный характер. Если привычные обществу кражи и грабежи не вызывают такого резонанса, и в большинстве случаев, лица, которые совершают хищения не ждут удобного момента для активных преступных действий в обществе, редко разрабатывают специальные операции для реализации своего преступного умысла, и воспринимают свою деятельность как средство выживания, то преступления террористического характера всегда тщательно спланированы, и редко за их совершением стоит отдельно взятое лицо, как правило, подготовка проводится целой организацией, заранее вербуются участники группы, которые до совершения преступлений проходят обучение и специальную подготовку. Тут следует повториться, что основа террористической деятельности – это экстремистские течения, в связи с чем при ликвидации одной террористической группы, оставшиеся последователи создают новую, вербуя в нее следующих участников. Исходя из таких условий даже при понижении уровня террористических преступлений нельзя прекращать противодействие данному явлению.

В заключении отметим, что несмотря на применение со стороны государства мер, направленных на противодействие терроризму и экстремизму как отдельно взятых явлений, так и взаимосвязанных, а также преступлениям, которые совершаются в связи с их распространением, существуют определенные проблемы. В частности, обратить внимание следует на дополнительные меры по пресечению распространения сайтов террористической направленности, а также профилактики среди молодежи радикальных идеологических течений. В статье предложен ряд решений для улучшения качества противодействия террористическим преступлениям, однако при его осуществлении не следует забывать, что одной из целей террористического акта является устрашение население и воздействия на органы власти, в связи с чем благоприятная социальная, финансовая, демократическая обстановка в обществе поможет избежать совершения таких видов преступлений и аналогичных деяний, запрещенных уголовным законом.

REFERENCES

1. Pavlik M.YU. Mezhdunarodnye normativnye pravovye akty ob otvetstvennosti za terroristicheskij akt // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. – 2016. – № 2(44). – S. 128–137.

2. Portal pravovoj statistiki. [Elektronnyj resurs]. M., 2021. URL: https://crimestat.ru (data obrashcheniya: 29.09.2021).

3. Federal’nyj zakon ot 25.07.2002 № 114-FZ «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel’nosti» (red. ot 01.07.2021) // Rossijskaya gazeta, № 138-139, 30.07.2002.

4. Federal’nyj zakon ot 06.03.2006 № 35-FZ «O protivodejstvii terrorizmu» (red. ot 26.05.2021) // Rossijskaya gazeta, № 48, 10.03.2021.

5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 01.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 22.08.2021) // Rossijskaya gazeta, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

6. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 01.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021) // Rossijskaya gazeta, № 256, 31.12.2001.