THE MAIN ACTIVITIES OF THE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA IN THE FIELD OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INNOVATIVE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER OF THE PENINSULA: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

THE MAIN ACTIVITIES OF THE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA IN THE FIELD OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE REGIONAL INNOVATIVE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER OF THE PENINSULA: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА ПОЛУОСТРОВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

JOURNAL: « SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

SECTION THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

Publication text (PDF)

UDK: 342.9; 658

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Konoplev V.V., Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky

TYPE: Article

PAGES: from 50 to 55

STATUS: Published

LANGUAGE: Russian

KEYWORDS: public-private partnership; Republic of Crimea; education; a cluster; scientific and educational cluster.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article analyzes certain aspects of the implementation of public-private partnerships in education in the Republic of Crimea. It has been established that today on the territory of the peninsula this form of public-private partnership in education is mainly implemented, namely: institutional. The effectiveness of the development of this form will expand the scientific, technical and financial capabilities of the University, as one of the main elements of the scientific and educational cluster.

Одной из ключевых задач, которая стоит перед современным государством, является формирование совместного образовательного и научно-технического пространства, в котором на основе взаимодействия высших учебных заведений и различных производственных кластеров будут созданы необходимые условия для развития высокоэффективных междисциплинарных инициатив: развития совместных прикладных и фундаментальных междисциплинарных научных проектов; формирование и реализация необходимых образовательных программ; организация курсов повышения квалификации; консолидация ресурсов для создания новых объединенных исследовательских центров. Одним из способов выполнение данной задачи является использование различных форм сотрудничества, к которым можно отнести государственно-частное партнерство.

Мировой опыт показывает, что государственно-частное партнерство является одним из способов эффективной реализации экономических и социальных проектов. В последнее время через использование различных форм такого сотрудничества происходит развитие ведущих образовательных учреждений, демонстрирующих значительные успехи в плане повышения качества и эффективности подготовки специалистов. В результате этого произошло усиление интереса со стороны государства к бизнес-структурам, с позиции использования их потенциала для финансирования и развития ведущих образовательных учреждений [1, c. 56].

Следует согласиться с мнением И.И. Савченко, Н.Г. Сидоровой, которые указывают, что государственно-частное партнерство в широком смысле выступает как феномен смешанной экономики, в узком смысле – как инструмент экономической политики в условиях новой индустриализации общественного, поскольку является средством (способом), используемым для обеспечения устойчивого роста экономики всех уровней [2, c. 99-100].

Анализ практики реализации данного партнерства показывает, что на сегодня выделяют несколько форм его осуществления, в частности: инстуциональные формы, государственные контракты, концессионная форма и др. Рассмотрим некоторые из них, с учетом практики деятельности органов власти Республики Крым.

Итак, в рамках инстуциональной формы следует рассмотреть основные направления деятельности органов власти Республики Крым в сфере формирования и развития регионального инновационного научно-образовательного кластера, связанного с осуществлением цифровой трансформации социальной сферы и государственного управления.

В соответствии со Стратегией в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной среды и государственного управления, которая утверждена постановлением Совета министров Республики Крым от 20 августа 2021 № 487 [3], целью цифровой трансформации является повышение удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных (муниципальных) услуг, снижения издержек бизнеса при взаимодействии с государством и т.д.

Необходимым и определяющим условием успешной реализации указанных целей на территории полуострова является наличие правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе цифровой трансформации на субъектовом уровне. Именно это обуславливает необходимость создания соответствующей юридической платформы на базе учебных заведений полуострова, что позволит: обеспечить разработку научно-обоснованных нормативных правовых актов Республики Крым и г. Севастополя для эффективного внедрения цифровой трансформации отраслей экономики, социальной среды и государственного управления на территории полуострова; юридическое сопровождение деятельности бизнес-сообщества в условиях санкционных ограничений на территории Республики Крым и г. Севастополя; правовое регулирование бизнес-логистической деятельности участников цифровой трансформации отраслей экономики, социальной среды и государственного управления; создание научных лабораторий, которые станут полигоном для отработки эффективности управленческих решений по отраслевым направлениям; осуществление подготовки кадрового ресурса на базе созданных новых кафедр по направлениям правового обеспечения отраслевых экосистем; проведение правового просвещения бизнес-сообщества; проведение фундаментальных научных исследований по вопросам государственного управления в отраслевых направлениях Цифровой Экономики, информационной безопасности и противодействия киберпреступности и др. [4, c. 43-45].

Разработанные и апробированные нормативные правовые акты, управленческие решения и методы государственного управления по отраслевым направлениям могут стать основой для дальнейшего внедрения проектов цифровой трансформации отраслей экономики, социальной среды и государственного управления на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что на сегодня в Республике Крым имеется практика реализации инстуциональных форм реализации государственно-частного партнерства, а именно: «власть – бизнес – университет» в муниципальном образовании городской округ Симферополь. Данное взаимодействие закреплено в Решении Симферопольского горсовета Республики Крым от 19.12.2017 № 1462 «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года» (далее – Стратегия) [5], согласно которой одной из важнейших задач является «формирование инфраструктуры инноваций».

Важно отметить, что решение указанной задачи направлено на развитие системы стимулирования инновационных процессов, в том числе путем активизации кооперации между организациями образования, науки, малыми, средними и крупными предприятиями. Реализация указанной задачи включает следующие мероприятия:

— создание индустриальных парков на базе неиспользуемых промышленных земель, в том числе вдоль железных дорог и пр.;

— разработка и реализация образовательных программ для школьников и студентов в сфере инноваций;

— создание сети центров технического досуга для молодежи, центров молодежного инновационного творчества [6];

— реализация проекта создания научно-технологической долины с особыми условиями для деятельности высокотехнологичных фирм в рамках кластеров Республики Крым и Симферополя;

— создание системы инженерно-технического сопровождения предприятий малого и среднего бизнеса на этапе разработки и внедрения новых технологий и продуктов (технико-экономическое обоснование, техническая документация и сопровождение).

Также одной из основных задач Стратегии является создание технопарка в сфере высоких технологий, который представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов. Реализация проекта «Технологическая (цифровая) долина Симферополя» предполагает комплекс мер, в том числе выход на федеральный и региональный уровень с предложениями о создании Цифровой долины Симферополя, основной специализацией которой будет являться разработка и внедрение уникальных технических продуктов с высокой долей научной составляющей. Предполагается выпуск не массовой продукции, а разработок в единичном экземпляре.

В рамках Цифровой долины будут созданы Центр возобновляемой энергетики, Центр технологий бережливого производства, Центр развития точного приборостроения и др. Предполагается тесное взаимодействие с вузами городского округа Симферополь, Республики Крым и Российской Федерации, а также открытие в КФУ им. В.И. Вернадского базовых кафедр по различным направлениям специализации Цифровой долины Симферополя, привлечение специалистов в реализацию промышленных проектов, формирование филиалов ведущих вузов Российской Федерации (МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Баумана, РАНХиГС и др.).

Большое значение среди институциональных форм государственно-частного партнерства в образовании имеет создание совместных образовательных структур, деятельность которых будет направлена на решение социально-значимых задач Республики Крым. Одной из таких задач является создание и развитие федерального санаторно-курортного кластера, разработка правового обеспечения его функционирования, закрепление особого статуса городов-курортов Республики Крым. Важно отметить, что приоритетным направлением развития Крыма является формирование современного рекреационного комплекса, характеризующегося конкурентоспособностью (в том числе и на мировом рынке), востребованностью, разнообразием предлагаемых туристических услуг и услуг санаторно-курортного лечения.

На эффективность его функционирования, существенное влияние оказывают как неразрешенные длительное время вопросы правового статуса крымских городов-курортов, так и проблемы, связанные с неудовлетворительным состоянием мелиоративных и жилищно-коммунальных сетей большинства населенных пунктов региона.

В результате сохраняющихся недоработок нормативно-правовой базы, несмотря на все усилия муниципальной власти, многие из тенденций, характерных для предыдущих этапов, сохраняются и сегодня: продолжается нарушение исторических природных ландшафтов новым многоэтажным строительством, сохраняются риски сокращения площади зеленых насаждений, окончательно не решена проблема незаконного строительства и доступа к береговой линии, не восстановлены утраченные парки и ландшафты. Необходим комплексный подход на федеральном/субъектном уровне, предусматривающий оперативное совершенствование законодательства по данному направлению.

Разработка и реализация такого проекта может стать экспериментальным образцом развития и трансфера инновационных технологий для создания условий комфортного проживания, отдыха и бизнеса в рекреационных зонах Республики Крым.

Данная форма может реализовываться путем создания Научно-исследовательских и образовательных центров развития рекреационных зон; базовых (совместных) кафедры предприятий – партнеров. Основными задачами таких подразделений должны стать: организация взаимодействия между образовательными учреждениями, органами государственной власти и предпринимательскими структурами региона; правовое, научное и информационное обеспечение совместных проектов, а также организация межрегионального сотрудничества с университетами, территориально располагающимися в зоне с аналогичными рекреационными проблемами; содействие оперативному внедрению результатов совместной деятельности в практику.

Кроме того, создание таких структур позволяют повысить качество подготовки студентов, обеспечить эффективное взаимодействие профессорско-преподавательского состава с практиками, интегрировать существующие промышленные технологии в образовательный процесс, возможность включения профессорско-преподавательского состава в состав совместных рабочих групп по разработке системы нормативных правовых актов, проведению правовых экспертиз нормативных правовых актов и их проектов.

Важной особенностью реализации механизма создания совместных образовательных структур является то, что он реализуется в форме образовательных кластеров, которые чаще всего создаются при участии и поддержке региональных органов власти и частных партнеров на базе ведущих профильных образовательных учреждений [1, c. 56].

Говоря о крымском опыте формирования и функционирования образовательных кластеров, важно затронуть Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Отметим, что Программа развития Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» на 2015–2024 годы устанавливает, что стратегической целью КФУ является использование ресурсов и научно-образовательного потенциала университета для формирования единой системы непрерывного образования, интегрированной в общероссийское научно-образовательное пространство и способной решать практические задачи развития региона в стратегическом партнерстве с органами власти регионального и федерального уровней, академическим сообществом и бизнес-сообществом.

Практическая реализация указанной цели осуществляется путем решения ряда задач, в том числе создания современного научно-исследовательского и инновационного комплекса, обеспечивающего международный уровень исследований и разработок для решения актуальных проблем развития региона, для решения которой планируется осуществление следующих мероприятий: интеграция научной и образовательной деятельности в рамках проведения исследований по приоритетным научным направлениям; создание конкурентоспособных научных лабораторий и центров, оснащенных современным оборудованием, по актуальным для университета темам в рамках приоритетных направлений исследований; формирование и развитие учебно-исследовательских центров, интегрированных с компаниями крупного бизнеса и ориентированных на целевую подготовку специалистов, создание и внедрение новых технологий в интересах крупных компаний; создание исследовательского комплекса, ориентированного на получение новых знаний и технологий, обеспечивающего их эффективное внедрение; формирование центров компетенций и экспертизы по направлениям, актуальным для устойчивого развития Республики Крым и г. Севастополя; развитие инновационной деятельности университета, в том числе в партнерстве с предприятиями и организациями реального сектора экономики. При этом реализация инновационных проектов и разработок по заказу организаций реального сектора экономики будет способствовать увеличению доходов университета от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; коммерциализация результатов научно-технической деятельности.

Реализация вышеуказанных мероприятий окажет многоаспектное и системное влияние на развитие университета, социальной сферы и экономики Республики Крым, будет способствовать созданию различных предпосылок для укрепления социально-политической стабильности.

Таким образом, указанное свидетельствует, что Университет призван стать ядром инновационного научно-образовательного кластера, продолжить интеграцию образовательной и научной деятельности и бизнеса в Республике Крым, а также укрепить свои позиции в дальнейшем развитии технологической базы для исследований и внедрения современных технологий в производство и социальную сферу.

Подводя итог, отметим, что повышение роли университета в устойчивом социально-экономическом развитии региона за счет формирования эффективных организационно-экономических механизмов взаимодействия университета, органов власти, бизнес-структур и общественных организаций будет способствовать росту качества жизни населения, уровня профессиональной квалификации специалистов, инновационного и производственного потенциала региона

REFERENCES

1. Stepanov Yu. V. Sovremennyie formyi realizatsii chastno-gosudarstvennogo partnerstva v obrazovanii // Vestnik evraziyskoy nauki. – 2012. – # 4 (13). –S. 56.

2. Savchenko, I. I., Sidorova, N. G., Kocheva, E. V., & Matev, N. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii: sovremennoe sostoyanie i problemyi razvitiya // Izvestiya Dalnevostochnogo federalnogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. – 2015. 1 (73). – S. 99-112.

3. Strategiey v oblasti tsifrovoy transformatsii otrasley ekonomiki, sotsialnoy sredyi i gosudarstvennogo upravleniya, utverzhdennaya postanovleniem Soveta ministrov Respubliki Kryim ot 20 avgusta 2021 # 487 Elektronnyiy resurs. Rezhim dostupa. — URL https://rk.gov.ru/ru/document/show/29907 (data obrascheniya 06.07.2022).

4. Konoplev V.V. Osnovnyie napravleniya organizatsionno-pravovogo soprovozhdeniya gosudarstvennogo upravleniya v sfere tsifrovoy ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii // Materialyi XIV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Kutafinskie chteniya): v 4 ch. Tom. Chast 2, 2018. C. 43-45.

5. Reshenie Simferopolskogo gorodskogo soveta Respubliki Kryim ot 19.12. 2017 #1462 «O strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya munitsipalnogo obrazovaniya gorodskoy okrug Simferopol Respubliki Kryim na period do 2030 goda» Elektronnyiy resurs. Rezhim dostupa. — URL http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW509;n=33813#9vqStAT6mc8rQW18 (data obrascheniya 06.07.2022).

6. Rasporyazhenie Soveta ministrov Respubliki Kryim ot 30.09.2016 #1217-r «Ob utverzhdenii Plana meropriyatiy («dorozhnoy kartyi») po vnedreniyu v Respublike Kryim luchshih praktik Natsionalnogo reytinga sostoyaniya investitsionnogo klimata v sub’ektah Rossiyskoy Federatsii i tselevyih modeley uproscheniya protsedur vedeniya biznesa i povyisheniya investitsionnoy privlekatelnosti regiona» Elektronnyiy resurs. Rezhim dostupa. — URL https://minek.rk.gov.ru/uploads/txteditor/minek/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/php2bGm7u_rasp_1217-16_10092019.pdf (data obrascheniya 06.07.2022).