КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

COMPONENTS OF PROFESSIONAL READINESS OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO PERFORM OFFICIAL TASKS IN EXTREME SITUATIONS

JOURNAL:« SCIENTIFIC NOTES OF V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY. JURIDICAL SCIENCE»,

Section CRIMINAL PROCESS; CRIMINALISTICS; JUDICIAL ACTIVITIES, PROSECUTION ACTIVITIES, HUMAN RIGHTS AND LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES

Publication text (PDF):Download

UDK: 377 (799.31)

AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION

AUTHORS:

Chunosov M. A., Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TYPE:Article

DOI: 10.37279/2413-1733-2021-7-3(1)- 285-290

PAGES:from 285  to 290

STATUS:Published

LANGUAGE:Russian

KEYWORDS: extreme situation, an employee of the internal affairs bodies, professional readiness, professional training, knowledge, skills, components.

ABSTRACT (ENGLISH):

The article considers the features of professional readiness of employees of internal affairs bodies to work in extreme situations. It is noted that employees of the internal affairs bodies perform official tasks in extreme situations, so this activity is accompanied by high emotional tension, the need to overcome negative emotional states. The motivational, operational and psycho-emotional components of professional readiness for activity are shown. Extreme situations in the activities of internal affairs bodies are considered. It is determined that the perception of the situation as extreme is subjective. The subjectivity of perception is based on the presence of subjective experience, as well as the formation of specific knowledge and skills. The theoretical, practical and psychological components of professional readiness for activity are characterized. It is concluded that the presence of theoretical, practical and psychological components of professional readiness will optimize the process of professional training for activities in extreme situations, and, thus, will create conditions for the successful performance of operational and service tasks.

Вся возрастающая сложность и динамичность социальной среды требует от сотрудников правоохранительных органов эффективного и быстрого реагирования с применением различных подходов, методов и приемов. Задачи, которые решают сотрудники органов внутренних дел протекают, как правило, в рискоопасных условиях. Поэтому данная деятельность сопровождается высокой эмоциональной напряженностью, необходимостью преодолевать негативные эмоциональные состояния.

Рассматривая психологические аспекты деятельности сотрудников органов внутренних дел, отметим, что она никогда не осуществляется изолировано от факторов среды. Объекты и явления внешней среды постоянно влияют на сотрудника полиции и определяют условия выполнения им оперативно-служебных задач, причем часто такие действия оказывают негативные воздействия на него. Нередко деятельность сотрудника полиции протекает в опасных для жизни ситуациях.

Параметры внешней среды, в которых сотрудник органов внутренних дел выполняет оперативно-служебные задачи, имеют весьма незначительный диапазон изменения характеристик, в рамках которого человеческий организм может нормально функционировать. Деятельность сотрудника ОВД характеризуется следующим: ненормированный рабочий день; широкий спектр выполняемых служебных задач; наличием опасности для жизни и здоровья как сотрудника полиции, так и граждан; повышенный уровень психологического напряжения; недостаточное количество времени на принятие решений при выполнении служебных задач; высокий уровень социальной ответственности и др. [1].

Следует учитывать, что сотрудники полиции, выполняя обязанности по реализации правоохранительной деятельности, постоянно взаимодействуют с различными гражданами. Эффективность достижения целей правоохранительной деятельности зависит от сформированности у сотрудника полиции профессиональной готовности.

Анализ научных подходов (Н. Болтенков, Г. Григоренко, М. Дияченко, Г. Троцко, Л. Кандыбович, А. Линенко, Н. Левитов, К. Платонов, Л. Вейланде и др.) позволяет рассматривать профессиональную готовность в контексте мобилизационной составляющей планируемой деятельности, посредством чего осуществляется специфическая активация различных функций организма, тем самым достигается оптимальное психофизиологическое состояние, позволяющее осуществлять деятельность. Таким образом, профессиональная готовность к деятельности рассматривается как личностная характеристика, обладающая высокой степенью устойчивости. Учитывая личностный характер рассматриваемой категории, содержательную характеристику профессиональной готовности целесообразно представлять в мотивационной, операционной и эмоционально волевой составляющих [2].

Мотивационная составляющая профессиональной готовности характеризуется наличием у сотрудников органов внутренних дел различных установок (этических, социальных и др.), убеждений, взглядов, позволяющих относиться к профессиональной деятельности с позиции ценности ее результатов как для себя лично, так и для общества в целом. Мотивационная составляющая объединяет в себе два вида мотивации: познавательную и профессиональную. Познавательная мотивация (познавательные потребности, интересы, установки) необходима для качественного усвоения знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить сотрудникам органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки. Профессиональная мотивация деятельности обеспечивает качественное выполнение профессиональных обязанностей, а также наличие установки на достижение целей.

Операционная составляющая обеспечивает сформированность у сотрудника органов внутренних знаний и умений, которые составляют инструментарий практической деятельности. Таким образом, сотрудник органов внутренних дел: во-первых, должен владеть специфическими теоретическими знаниями (правовыми, психологическими, тактические и др.), обеспечивающими процесс правоохранительной деятельности; во-вторых, обладать специфическими умениями: практические (применять огнестрельное оружие и специальные средства, физическую силу, оказывать доврачебную помощь, алгоритмы действий в типовых ситуациях, составлять процессуальные документы и др.).

Эмоционально-волевая составляющая обеспечивает наличие у сотрудника органов внутренних дел учений контролировать собственное психоэмоциональное состояние на всех стадиях выполнения оперативно-служебных задач (при подготовке, при непосредственном выполнении, после выполнения). В целом, эмоционально-волевая составляющая сотрудника органов внутренних дел представляет собой личностное образование, и является условием успешного выполнения оперативно-служебные задачи, посредством практической реализации усвоенных ранее теоретических знаний и практических умений.

Следует отметить, что реализация эмоционально-волевой составляющей профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел деятельности наиболее выражена при выполнении оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях.

Выполняя оперативно-служебные задачи, сотрудники органов внутренних дел постоянно сталкиваются с опасными для жизни и здоровья ситуациями. В современной науке подобные ситуации принято называть «экстремальными». А.М. Столяренко, давая классификацию экстремальных ситуаций, учитывает наличие «опасности» в ситуации в зависимости от субъективных характеристик личности.

Объективные экстремальные ситуации, возникающие перед сотрудником органов внутренних дел, содержат опасность, исходящую из внешней среды. Например: при нападении вооруженного преступника на сотрудника органов внутренних дел с нанесением ударов ножом, угрозой огнестрельным оружием и др.

Потенциально экстремальные ситуации предполагают наличие объективных сложностей и трудностей, в которых опасность выражена неявно, а существует как скрытая угроза. Например: при прибытии наряда полиции на место происшествия, свидетели указали, что правонарушители скрылись в подвале. Подходя к подвальному помещению, сотрудник полиции делает вероятное предположение о том, что за дверью возможно находится преступник, который может напасть с использованием оружия, то есть данная ситуация для сотрудника полиции оценивается как потенциально опасная.

Лично спровоцированные экстремальные ситуации, в которых трудность и опасность ситуации порождаются самим сотрудником, его намерениями, поступками, действиями. Например: при обнаружении опасного преступника, сотрудник полиции решил провести его задержание, используя боевые приемы борьбы. В процессе задержания преступник может оказать сопротивление, что потенциально представляет угрозу для жизни и здоровья сотрудника полиции.

Мнимые экстремальные ситуации, которые создаются воображением человека. Например: сотрудник полиции, который при несении службы по охране особо важного объекта, увидел приближающегося к нему человека, который начал засовывать руки во внутренний карман. Полицейским было сделано вероятностное предположение, что этот человек пытается извлечь оружие и напасть на него или на охраняемый объект. Данное предположение опасности может спровоцировать неправомерное применение оружия самим сотрудником органов внутренних дел [3].

Выделение этих типов ситуаций носит относительный характер. Так процесс восприятия человеком окружающей среды вызывает такие субъективные оценочные суждения, категоризация которых позволяет выделить в нем источник опасности. В результате, опираясь на собственный опыт, возникает оценочное суждение о невозможности адекватного реагирования на опасное состояние внешней среды. Таким образом, одна и та же ситуация для разных людей будет восприниматься по-разному. Для одних она будет «экстремальной», для других – «сложной», но типичной для данного субъекта ситуацией. Например, если сотрудник полиции прошел профессиональное обучение, но не имеет практического опыта силового задержания, перед выполнением оперативно-служебной задачи, направленной на задержание вооруженного преступника, предстоящую ситуацию будет воспринимать как «экстремальную», тогда как наоборот, для сотрудника спецподразделения ОМОН ситуация задержания вооруженных преступников будет оцениваться как «опасная», но не «экстремальная».

Таким образом, «опасность» ситуации характеризуется не только формальными внешними признаками, но также и индивидуальными психологическими составляющими, такими как сила нервной системы, мотивация, установка, степень развития волевых качеств, а также наличие опыта деятельности в подобных ситуациях.

Таким образом, при рассмотрении деятельности сотрудника органов внутренних дел, использование термина «экстремальная ситуация» нецелесообразно, а следует ограничиться констатацией «опасности» ситуации, которая может возникнуть во время выполнения оперативно-служебного задания, и применять предложенный А.В. Тимченко термин «рискоопасные ситуации». Применение данного термина, относительно деятельности сотрудников органов внутренних дел, позволяет классифицировать ситуации по степени опасности.

А.В. Тимченко, А.В. Лефтеров описывают три группы «рискоопасных ситуаций», характерных для деятельности сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими оперативно-служебных задач: чрезвычайные обстоятельства; особые условия; критические ситуации [4].

Чрезвычайные обстоятельства – обстоятельства природного, психофизиологического, техногенного и иного характера, которые характеризуются повышенной степенью угрозы для жизни и здоровья граждан. Чрезвычайные обстоятельства для сотрудников органов внутренних дел могут сопровождаться переводом деятельности на особые условия и возникновением критических ситуаций.

Особые условия деятельности – такие условия деятельности, в которых возникает потребность осуществления дополнительных (на уровне законодательных и исполнительных органов власти) мер правового, организационно-тактического и иного характера, необходимого ресурсного обеспечения – для нормализации особых условий в минимально сжатые сроки и с наименьшими затратами.

Критические ситуации – такое сочетание компонентов внешней среды, которое характеризуется непосредственной угрозой здоровью и жизни сотрудника органов внутренних дел.

В целом «рискоопасные ситуации» могут оказывать сильное психологическое воздействие на сотрудника органов внутренних дел. Возникновение рискоопасных ситуаций стимулирует личность на выработку конструктивных стратегий поведения, направленных на преодоление опасной ситуации.

В деятельности сотрудника органов внутренних дел можно встретить следующие типы рискоопасных ситуаций: поиск вооруженных и других преступников, представляющих особенно повышенную общественную опасность; предотвращение групповых антиобщественных выступлений; освобождение заложников; защита от нападений на особо важные объекты; мероприятия, направленные на предотвращение преступлений; участие в мероприятиях по обеспечению режима чрезвычайного положения, с переводом деятельности органов внутренних дел на особые условия и др.

Учитывая специфику воздействия экстремальных ситуаций на сотрудника органов внутренних дел, актуализируя, таким образом, проблему профессиональной готовности сотрудника к деятельности в экстремальных ситуациях. Следует учитывать, что экстремальные ситуации оказывают специфическое влияние на психику сотрудника, меняя субъективное психоэмоциональное состояние, что в конечном итоге приводит к затруднениям в реализации раннее сформированных знаний и умений.

Исходя из проблематики нашей статьи сформируем общие требования и компоненты профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел к деятельности в экстремальных ситуациях. К общим требованиям мы считаем целесообразным отнести такие качества: наличие целостного гуманистического мировоззрения; высокий уровень правосознания; психологическая грамотность и культура; способность и потребность в рефлексии собственных качеств, и поступков; высокий творческий потенциал; умение решить жизненные и профессиональные противоречия гуманистическим путем и др.

Рассматривая компоненты профессиональной готовности, мы будем руководствоваться общепринятыми мнениями о содержательных характеристиках, представляющих собой четко очерченный круг знаний, умений, навыков, которыми сотрудник органов внутренних дел овладевает путем обучения в учебном заведении или самостоятельно. С использованием таких подсистем как «знать» и «уметь».

Для раскрытия подсистемы «знать», мы будем придерживаться научной позиции (И. Лернера, М.Н. Скаткина, В. Краевского), в соответствии с которой термин «знание» должен содержать: факты, понятия, законы и др.; мировоззренческие идеи, этические нормы, идеалы; знания о способах деятельности; показатели развития способностей необходимых для участия в широком диапазоне видов деятельности и др. [5]. Подсистему «уметь», мы будем рассматривать как характеристику качественного преобразования личности сотрудника органов внутренних дел, в процессе профессионального и самостоятельного обучения, личного опыта.

В целом, в содержательном плане, профессиональная готовность сотрудника органов внутренних дел к деятельности в экстремальных ситуациях содержит теоретические, практические и психологические компоненты.

Первый компонент – «теоретическая готовность», характеризуется наличием у сотрудника органов внутренних дел знаний, позволяющих выполнять оперативно-служебные задачи в экстремальных ситуациях. Сотрудник органов внутренних дел должен «знать»: виды экстремальных ситуаций, с которыми может столкнуться сотрудник органов внутренних дел в процессе служебной деятельности; алгоритмы деятельности сотрудников органов внутренних дел в типовых и экстремальных ситуациях; основание и порядок применения огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств; способы оказания доврачебной помощи лицам пострадавшим в результате действий в экстремальных ситуаций; методы саморегуляции психоэмоционального состояния; методы общения с гражданами в экстремальных ситуациях и др.

Второй компонент – «Практическая готовность» характеризует наличие у сотрудника органов внутренних дел умений реализовывать на практике алгоритмы деятельности в экстремальных ситуациях; осуществлять диагностику психоэмоционального состояния (своего, граждан); применять методы психологической саморегуляции; оказывать индивидуальную помощь (медицинскую, психологическую и др.) гражданам пострадавшим в результате воздействия в экстремальных ситуациях; ставить прогноз относительно эффективности выбранных действий и др.

Третий компонент – «Психологическая готовность» предполагает наличие у сотрудника органов внутренних дел личностных качеств: направленность на социально-правовую деятельность, эрудиция, умение концентрироваться на поставленной задаче, эмоциональная сдержанность и др.

В целом, профессиональную готовность к деятельности в экстремальных ситуациях мы будем понимать как совокупность сформированных у сотрудников органов внутренних дел этических правил, норм, ценностных установок, практических умений и навыков, обеспечивающих практическую реализацию оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях. Понимание теоретических, практических и психологический компонентов профессиональной готовности позволит оптимизировать процесс профессиональной подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях, и таким образом создаст условия для успешного выполнения оперативно-служебных задач.

REFERENCES

1. Artem’ev V.A. Strah kak pokazatel’ professional’noj prigodnosti i metody ego klassifikacii // V.A. Artem’ev, M.S. Zhurov, V.V. Krivoderev. – Simferopol’: «Blank-eksperss», 2003. – 56 s.

2. D’yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel’nosti. – M., 1976. – 176 s.

3. Stolyarenko A.M. Ekstremal’naya psihopedagogika. – M., YuNITA–DANA, 2002. – 607 s.

4. Lefterov V.O., Tіmchenko O.V. Psihologіchnі determіnanti zagibelі ta poranen’ pracіvnikіv organіv vnutrіshnіh sprav: monografіya. – Donec’k, 2002. – 324 s.

5. Lerner I.Ya. Kachestvo znanij uchashchihsya i puti ego sovershenstvovaniya / I. Ya. Lerner; pod red. M. N. Skatkina, V. V. Kraevskogo. — M.: Pedagogika, 1978. – 206 s.